МОУ СШ №1 р.п. Новоспасское
р.п. Новоспасское Ульяновской области
  • «Настоящий друг»

    МОУ СШ №1 р.п.Новоспасское

    Классный час «Настоящий друг»


    Цель: углублять представления детей об общечеловеческих ценностях; формировать положительную оценку таких качеств, как бескорыстие, порядочность; воспитывать уважение к окружающим, стремление к взаимопомощи, сотрудничеству.

    26 декабря понедельник
    «Настоящий друг».
    +

    Классный час «Настоящий друг»


    Цель: углублять представления детей об общечеловеческих ценностях; формировать положительную оценку таких качеств, как бескорыстие, порядочность; воспитывать уважение к окружающим, стремление к взаимопомощи, сотрудничеству.

    Эпиграф: «Нет друга- ищи, а нашёл – береги!»

    План классного часа
    1. Приветствие  
    2. Вступительное слово.
    3. Разбор ситуаций. Диалоги друзей.
    4. Мозговой штурм. Настоящий друг, какой он?
    5. Интерактивная беседа «Друзья и товарищи»
    6. Деловая игра «Учимся сотрудничать».
    7. Подведение итогов (рефлексия).

    Ход классного часа.

    I. Приветствие:
    Игра «Паутинка».
    Учитель. Сегодня мы поприветствуем друг друга при помощи клубка, протягивая друг к другу дорожки дружбы. Дети передают клубок, приветствуя друг друга.
    - Посмотрите, сколько дорожек дружбы от нас протянулось друг к другу. Давайте поднимем руки вверх и посмотрим, как эти дорожки превратились в волшебную крышу. Что мы видим на этой крыше? (Треугольники, квадраты и другие фигуры.)
    - А теперь, положите паутинку на пол, а я осторожно сверну эти маленькие дорожки дружбы в клубок, чтобы они превратились в одну дорогу, которая никогда не разорвется.

    II.Вступительное слово
    - Человек - это существо общественное. Он не может жить без других людей. Все мы живем в обществе, среди людей. С одними мы учимся, с другими - отдыхаем, с третьими - встречаемся в кружке, секции. Мы связаны совместной деятельностью (занятием). И если нас объединяют общие интересы, общее дело, симпатия друг к другу, то можно назвать нас товарищами. А высшая степень товарищества - это дружба. Сегодня мы будем говорить о том, что такое настоящая дружба и что она дает человеку.
    II. Разбор ситуаций. Диалоги друзей

    v Сейчас мы посмотрим несколько сценок, в которых участвуют двое друзей. Посмотрите внимательно и послушайте, как ведут себя ребята в разных ситуациях, и дайте оценку их поступкам.
    Ситуация первая. Знакомьтесь: Даша и Маша.
    К доске выходят два ученика.
    Даша уже 2 часа делает уроки, и тут к ней приходит ее подруга Маша.
    Маша. Гулять пойдешь?
    Д а ш а. Да я еще задачу по математике не решила. Никак не получается! Еще и сочинение по русскому писать!
    М а ш а. Да не переживай! Я все решила, как всегда, дам списать!
    Д а ш а. О! Ес! Ты настоящая подруга!
    Классный руководитель. Как вы считаете, можно ли назвать Машу настоящей подругой? Как бы вы поступили на месте Маши?
    Примерные ответы детей:
    - Маша настоящая подруга. Она не жадная, дает списать.
    - Машу нельзя назвать настоящей подругой, она думает только о своих интересах - сейчас хочется гулять.
    - Я бы сделал так: зашел бы к Даше, помог бы ей все решить, чтобы она сама во всем разобралась. А потом с чистым сердцем пошел бы с ней гулять.



    v Итак, настоящий друг думает не о своих интересах, а о том, как помочь товарищу.

     Еще одна ситуация. В ней участвуют Сергей и Антон.

     К доске выходят 2 мальчика.
    На самостоятельной по математике Сергей обнаружил, что в авторучке закончились чернила.
    Сергей. Ой, чернила закончились!
    А н т о н. А у меня запасная ручка есть!
    Сергей. Будь другом, дай, а то мне Татьяна Николаевна пару влепит!
    А н т о н. А что ты мне за это дашь?
    С е р г е й. Ну, денег дам, сколько ручка стоит?
    А н т о н. Да зачем мне твои копейки? Будешь за меня дежурить всю неделю! Годится?
    С е р г е й. Да ладно, давай уж!

    v Как вы считаете, Антон поступил, как настоящий друг? Как бы вы поступили на его месте?

    Примерные ответы детей:
    - Конечно, он же мог скрыть, что у него есть ручка.
    - Он выручил Сергея, но и про себя не забыл.
    - Если бы Антон был настоящим другом, он дал бы ручку просто так и ничего бы за это не потребовал.
    - Сергей просил ручку не насовсем, а только на один урок, и даже из такой мелочи Антон захотел извлечь выгоду.
    - Я не хотел бы иметь такого друга, как Антон. Он воспользовался тем, что Сергей оказался в безвыходной ситуации.
    - Антона нельзя назвать другом, он жадный, из всякой мелочи хочет получить выгоду.
    - Я бы дал ручку просто так, а потом бы Сергей меня выручил -так поступают настоящие друзья.


    v Ребята, хотели бы вы иметь такого друга, как Антон?
    Дети отвечают хором, что не хотели бы.
    Таким образом, из этой ситуации мы делаем вывод, что настоящий Друг должен быть бескорыстным.
    А теперь рассмотрим третью ситуацию. В ней участвуют Гриша и Вова.
    Гриша и Вова - друзья. Вова сидит возле окна, а Гриша - возле Двери. Они любят играть в футбол на переменках. Для этого Гриша приносит из дома мячик для тенниса. Так случилось и в этот раз. Прозвенел звонок с урока.
    К доске выходят 2 мальчика. Один становится возле окна, другой отходит к двери.
    Вова. Гришка, мячик принес?
    Гриша. Конечно!
    В о в а. Давай пас!
    Гриш а. Лови!
    Гриша размахивается и делает вид, что бросает мячик.
    В о в а. К сожалению, я не смог поймать мяч и он угодил в окно.
    Классный руководитель. Так-так! Кто разбил стекло?
    Вова. Это он бросил. Я тут ни при чем!
    Классный руководитель. Ты бросил мяч?
    Гр и ш а. Ну, я.
    Классный руководитель. Давай дневник! Получишь выговор! Еще и родителей твоих приглашу, чтобы они вставили стекло! Безобразие! (Поворачивается, отходит в сторону.)
    Вова. Ну, что в футбол играть будем?
    Гр и ш а. Да нет, что-то не хочется! Участники сценки садятся на место.
    Классный руководитель. Как вы думаете, ребята, почему Грише расхотелось играть в футбол? Как бы вы поступили на месте Вовы?
    Примерные ответы детей:
    - Он расстроился из-за выговора.
    - Ему было обидно, что друг его выдал.
    - Вова повел себя не по-товарищески, он выдал Гришу, поэтому Гриша обиделся.
    - Гриша обиделся, потому что он один понес наказание, а ведь его друг тоже виноват.
    - Вова тоже виноват. Если бы он был настоящим другом, он бы взял часть вины на себя, тогда бы Грише не было так обидно.
    - Вова даже больше виноват: это он попросил бросить ему мячик, а сам не смог поймать. Из-за него стекло разбилось. А у него не хватило мужества признаться.

    v Хотели бы вы, ребята, чтобы у вас бал такой друг, как Вова?
    Дети дружно отвечают, что нет.
    Из этой ситуации мы можем сделать вывод, что друг познается в беде.
    IV. Мозговой штурм. Настоящий друг, какой он?

    v А теперь мы проведем с вами операцию, которая называется «Мозговой штурм». Эту операцию проводят, когда нужно быстро решить какую-нибудь проблему. Мы решаем следующую проблему: настоящий друг, какой он? Вы можете говорить слова, предложения, словосочетания - все, что приходит вам в голову в связи с этой проблемой. Я буду записывать ваши слова на доске.
    В течение 5 минут дети называют слова: помогает, уважает, доверяет, защищает, говорит правду, бескорыстный, поддерживает б беде, откровенный и т. п. . Записываю ключевые слова на доске.

    Ну а теперь попробуем ответить на вопрос, кого можно назвать настоящим другом.
    Добиваться ответов типа:
    - Настоящий друг - тот, кто тебя уважает, кто помогает в трудную минуту.
    - Настоящий друг - тот, что не льстит тебе, а говорит правду о твоих недостатках.
    - Настоящий друг - тот, кто помогает бескорыстно.
    - Настоящий друг - тот, кому ты доверяешь, с кем ты можешь быть откровенным.
    - Настоящий друг - тот, на кого можно положиться, кто не бросит в беде.
    - Настоящий друг - тот, кто умеет хранить тайны.
    IV. Интерактивная беседа «Друзья и товарищи»: Что такое дружба и чем она отличается от товарищества? Хороший друг, хороший товарищ…одно и то же? Как рождается настоящая дружба? Какими качествами должен обладать настоящий друг? Есть ли у вас друг? На чём основана ваша дружба? К каким недостаткам друга вы относитесь отрицательно, как помогаете ему исправиться? Можно ли обижаться на друзей? Как должен вести себя настоящий друг, если о вас плохо говорят другие? Может ли быть дружба между мальчиками и девочками, на чём она основана? Как вы понимаете: «Дерево сильно корнями, а человек – друзьями»?
     Как вы думаете, ребята, много ли должно быть у человека настоящих друзей?

    v Действительно, многие мыслители говорят о том, что настоящих, близких друзей немного, не у каждого человека они есть. Но мы живем среди людей. Все одноклассники не могут быть нам близкими друзьями. Как же нам строить отношения в коллективе?
    Примерный ответ детей:
    - Отношения должны быть дружескими, товарищескими, доброжелательными.
    V. Деловая игра «Учимся сотрудничать»

    v Действительно, отношения в коллективе должны быть дружескими, товарищескими. И от этого зависит успех любого дела. Недаром многие современные бизнесмены тратят большие деньги, чтобы сдружить своих сотрудников: устраивают совместные вечера, путешествия, собрания. От этого выигрывает бизнес.
    И в нашем маленьком классном коллективе будет намного легче жить и интересней учиться, если мы сможем создать атмосферу дружбы и сотрудничества.
    Сейчас мы проведем деловую игру. Объявляется набор в экипаж космического корабля. Нужно подобрать такие группы людей, которые смогут вместе решать трудные задачи.
    Всем претендентам нужно пройти испытание - за 5 минут собрать картинку из нескольких деталей (прямоугольники, треугольники, круги, трапеции), наклеить эти детали на лист бумаги и прикрепить к доске.
    Итак, разбиваемся на группы по 4 человека. Я прошу вытащить вас из коробки кружок. Те дети, у кого оказались кружки одинакового цвета собираются в одну команду.
    Каждой команде надо собрать аппликацию. Готовы? Начали…
    Испытание закончилось. Спасибо всем ребятам за работу. А теперь у меня по 2 вопроса к командам. Довольны ли вы результатом? Что вам мешало работать?
    Примерные ответы детей:
    - Работой довольны, вместе работать здорово, интересно.
    - Могло получиться лучше, но не было согласованности, сотрудничества.
    - Не понравилось работать в этом составе, все критиковали друг друга, ссорились, ругались.
    - Плохо поработали, кто-то все хотел делать сам.

    VI. Подведение итогов (рефлексия)
    Наш сегодняшний разговор о дружбе закончен. Мы его обязательно продолжим. Что нового вы узнали сегодня? Чему научились? О чем задумались? Какие чувства возникли у вас во время классного часа?
    Примерные ответы детей:
    - Узнали, что такое настоящий друг.
    - Научились работать в команде, в коллективе.
    - Задумался о том, какой я друг.
    - Пожалел о том, что у меня еще нет настоящего друга.
    - Почувствовал радость, что у меня есть настоящие друзья.

    Посмотрите, какие прекрасные цветы расцвели у нас в классе. Я думаю, что это цветы добра. Положите цветок добра и хорошего настроения на обе ладони.
    Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам очень хочется её послушать.
    Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка себе внутрь, в свое сердце. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляя вам радость. У вас появляются новые силы, силы здоровья, счастья и радости.
    Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе.
    Вас овевает теплый ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.
    Я хочу, чтобы вы запомнили то, что сейчас чувствуете, и взяли с собой, уходя из этой комнаты. Тёплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами.
    Откройте глаза, посмотрите по сторонам, пошлите друг другу добрые мысли.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie